Информационные технологии в экономике |
Электронная коммерцияПлатёжная система Интернета
Платёжная система Интернета — система расчётов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и Интернет-пользователями при покупке-продаже товаров и за различные услуги через Интернет. Эти системы представляют собой электронные версии традиционных платёжных систем и по схеме оплаты делятся на дебетовые и кредитные системы (работающие с кредитными карточками). Дебетовые схемы платежей построены аналогично обычным денежным и чековым. 'Электронные деньги ' полностью моделируют реальные деньги. Организация, управляющая платежной системой, — эмитент — выпускает некие электронные аналоги денег, называемые в разных системах по-разному (например, купоны). Они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. Эмитировать электронные наличные могут как банки, так и небанковские организации. Минусы таких систем:
Однако малая стоимость транзакции делает электронную наличность привлекательным инструментом платежей в Интернете. Электронные чеки являются аналогом обычных бумажных чеков. Это предписания плательщика своему банку перечислить деньги со своего счёта на счёт получателя платежа или выдать их предъявителю чека. Отличие от бумажных чеков состоит в том, что:
Интернет-кредитные системы являются аналогами обычных систем, работающих с кредитными и дебетовыми картами. Отличие состоит в проведении всех транзакций через Интернет. Кроме того, следует различать виртуальные дебетовые карты, выпускаемые некоторыми банками, и реальные кредитные и дебетовые карты. Предоплаченные виртуальные дебетовые карты предсталяют собой полный аналог обычной Visa или подобной карты, которую принимают в интернете. Отличие в том, что карта не печатается в пластике. Владельцу сообщают все платёжные реквизиты такой карты и, с точки зрения стороннего наблюдателя, платёж осуществляется с обычной пластиковой карты. Такую карту легче купить, так как выпуск такой карты осуществляется без проверки личности владельца. С другой стороны, такие карты, как правило, не предусматривают возможности пополнения счёта.
Интернет-аукцион Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») — аукцион, проводящийся посредством интернета. В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона. Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. В обычных же аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются аукционные ставки. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже — наличными, например — при получении товара лично), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения или всего мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее. Также к интернет-аукционам относят аукционы, которые проводятся не в интернете, однако желающие могут сделать ставку через интернет. Такая система работает на «дорогих» аукционах, где некоторые участники не могут присутствовать на месте проведения аукциона. Самый крупный интернет-аукцион в мире является eBay, основанный в 1995 году и имеющий оборот в несколько миллионов сделок в день. В последнее время наблюдается тенденция подключения дополнительных решений электронной коммерции. В аукционные системы добавляются платёжные системы и решения по авторизации пользователей. Совсем недавно на поле интернет-аукционов России начали появляться «Скандинавские аукционы» — это онлайн аукционы предлагающие покупателям товары по низким ценам (10-20 % их реальной рыночной стоимости), но требующие плату за совершение ставок. На рынке России такие аукционы, явление достаточно новое, в отличие от Европы. Выигрывает человек, сделавший последнюю ставку. Если человек, который сделал последнюю ставку, оказывается неплатежеспособен, то лот достается тому, кто сделал предыдущую ставку.
Электронная коммерция и массы Ажиотаж, поднявшийся на Западе вокруг электронной коммерции, исходит от Соединенных Штатов, где практически уже почти не осталось семей, не подключенных к Интернету. Европа следует за американцами, принимая решительные меры, чтобы также обеспечить массовый доступ в Интернет своему населению. Доходит до того, что такие крупные компании, как Ford Motors и Intel, чуть ли не в принудительном порядке вручают каждому из своих сотрудников бесплатный (!) домашний компьютер, подключенный к Сети. В России пока всё более скромно, но рост числа подключенных к Интернету идёт быстрыми темпами.
Рис. 1. Активная Интернет-аудитория в России, млн.чел.
Западные аналитики, по-видимому, предполагают, что основной средой массовой электронной коммерции будет Интернет, а сделки будут производиться главным образом из дома через Web-интерфейс. Существует иное мнение: в самое ближайшее время (два-три года, не более) произойдет еще одна революция в массовой электронной коммерции, в ходе которой главной средой станет мобильная связь, а основным терминалом, с которого будут производиться сделки, — обычный сотовый телефон. Не исключено, что значительная доля коммерческих трансакций по мобильной связи будет проходить с использованием Интернет-технологий, хотя, вероятно, доля эта будет ниже, чем принято думать сейчас.
Copyright © MeKouD 2009 |