Информационные технологии в экономике

Основные проблемы создания и использования информационных систем организации

Не требует доказательств тот факт, что одним из важных источников минимизации издержек и затрат предприятия и оптимизации методов ведения бизнеса, в соответствии с текущей рыночной ситуацией являются информационные системы (ИС). Для создания эффективной ИС предприятием исследуются: источники информации и информационная база, необходимые для качественного расчета экономических, технических и хозяйственных показателей предприятия; стратегия функционирования информационных систем; основные общесистемные принципы, необходимые при создании ИС; модели стратегии создания и развития ИС; топология и сетевые операционные системы, используемые для реализации ИС [1].

Информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

Информационная система включает в себя базу данных, СУБД (система управления базами данных) и специализированные прикладные программы.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт следующее определение: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

Основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных» [2].

В конце ХХ века было принято считать, что внедрение информационных систем на предприятии повышает его конкурентоспособность. В известной степени это было верно, так как классическая схема такого внедрения (в развитых странах) выглядела следующим образом:

  1. первый этап: обследование предприятия, документирование имеющихся бизнес-процессов - составление образа предприятия “как есть”;
  2. второй этап: реорганизация бизнес-процессов, составление образа предприятия “как должно быть”;
  3. третий этап: разработка или доработка информационной системы масштаба предприятия под образ “как должно быть”;
  4. четвертый этап: внедрение информационной системы с одновременной перестройкой бизнес-процессов [3].

 

Модель жизненного цикла ИС — структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла. Модель жизненного цикла зависит от специфики, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует.

Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 не предлагает конкретную модель жизненного цикла. Его положения являются общими для любых моделей жизненного цикла, методов и технологий создания ИС. Он описывает структуру процессов жизненного цикла, не конкретизируя, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.

Модель ЖЦ ИС включает в себя:

стадии; результаты выполнения работ на каждой стадии; ключевые события — точки завершения работ и принятия решений.

Стадия — часть процесса создания ИС, ограниченная определенными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями.

На каждой стадии могут выполняться несколько процессов, определенных в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, и наоборот, один и тот же процесс может выполняться на различных стадиях. Соотношение между процессами и стадиями также определяется используемой моделью жизненного цикла ИС.

Каскадная модель жизненного цикла («модель водопада», англ. waterfall model) была предложена в 1970 г. Уинстоном Ройсом. Она предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. Требования, определенные на стадии формирования требований, строго документируются в виде технического задания и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.

Этапы проекта в соответствии с каскадной моделью: формирование требований; проектирование; реализация; тестирование; внедрение; эксплуатация и сопровождение.

Спиральная модель (англ. spiral model) была разработана в середине 1980-х годов Барри Боэмом. Она основана на классическом цикле Деминга PDCA (plan-do-check-act). При использовании этой модели ИС создается в несколько итераций (витков спирали) методом прототипирования.

Прототип — действующий компонент ИС, реализующий отдельные функции и внешние интерфейсы. Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии ИС, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации.

На каждой итерации оцениваются: риск превышения сроков и стоимости проекта; необходимость выполнения еще одной итерации; степень полноты и точности понимания требований к системе; целесообразность прекращения проекта.

Один из примеров реализации спиральной модели — RAD (англ. Rapid Application Development, метод быстрой разработки приложений).

Естественное развитие каскадной и спиральной моделей привело к их сближению и появлению современного итерационного подхода, который представляет рациональное сочетание этих моделей. Различные варианты итерационного подхода реализованы в большинстве современных технологий и методов (RUP, MSF, XP) [4].

При построении ИС, возникает проблемы выбора ее архитектуры.

Конструктивно архитектура обычно определяется как набор ответов на следующие вопросы:

  1. что делает система;
  2. на какие части она разделяется;
  3. как эти части взаимодействуют;
  4. где эти части размещены.

 

Таким образом архитектура ИС является логическим построением, или моделью, и влияет на совокупную стоимость владения через набор связанных с ней решений по выбору средств реализации, СУБД, операционной платформы, телекоммуникационных средств и т. п. Инфраструктура включает решения не только по программному обеспечению, но и по аппаратному комплексу и организационному обеспечению. Это вполне соответствует пониманию системы в наиболее современных стандартах типа ISO/IEC 15288.

 Вопрос построения архитектур-кандидатов является более или менее очевидным (существует несколько содержательных и весьма различных методик построения архитектур), в отличие от проблемы выбора архитектуры из кандидатов. Метод выбора архитектуры информационной системы может быть сформулирован в двух тезисах:

  1. В проектах построения информационных систем, для которых важен экономический эффект, должна выбираться архитектура системы с минимальной совокупной стоимостью владения.
  2. Совокупная стоимость владения информационной системой состоит из плановых затрат и стоимости рисков. Стоимость рисков определяется стоимостью бизнес-рисков, вероятностями технических рисков и матрицей соответствия между ними. Матрица соответствия определяется архитектурой информационной системы.

Число проектов, в которых архитектура системы выбирается сознательно, относительно невелико (в отличие от архитектуры программного обеспечения, которая, в соответствии с нашими определениями, является только частью архитектуры системы). Естественно, архитектура будет наличествовать в любом случае, другое дело, что она может не конструироваться и не выбираться сознательно.

Более того, несмотря на то, что большинство методик разработки подчеркивают важность архитектуры, ни одна не дает внятной методики ее выбора.

1   2   3

К списку эссе   На главную

 

Copyright © MeKouD 2009

Hosted by uCoz